Руский Беларускi
 

Государственное учреждение образования «Средняя школа № 4 г.Витебска»

Главная О школе Новости школы Доска объявлений Образовательный процесс Попечительский совет Интересный день - СУББОТА Детский досуг Платные услуги Профориентация Каникулы Методический кабинет Газета "Школьная авеню" Наши достижения Центр правовых знаний Профсоюз БРПО, БРСМ Школа лидеров "РОСТ" Родительский университет Страничка дефектолога Сотрудничество, шефы Твоя безопасность

Страничка психолога: Готов ли Ваш ребенок к школе???

Тест Керна – Ирасека

«ГОТОВ ЛИ РЕБЕНОК К ШКОЛЕ»

 Инструкция по проведению психофизиологического исследования функциональной готовности ребенка к поступлению в школу

 Ребенку (или группе детей) дается чистый лист нелинованной бумаги. В правом верхнем углу листа исследователь указывает имя, фамилию, возраст ребенка и дату исследования. Под рабочий лист подкладывается лист плотной бумаги. Карандаш кладется перед ребенком так, чтобы ему было одинаково удобно взять его правой и левой рукой. 

 Тест состоит из трех заданий: 

нарисовать человека;

срисовать короткую фразу из трех слов "Он ел суп";

срисовать группу точек. 

Лицевая сторона листа отводится для выполнения 1-го задания. К нему дается следующая инструкция: "Здесь (каждому показывается, где) нарисуй какого-нибудь мужчину (дядю) так, как умеешь". 

Дальнейшее объяснение, помощь или предупреждение по поводу ошибок и недостатков рисунка запрещаются. На любой встречный вопрос ребенка нужно отвечать: "Рисуй так, как ты умеешь". Если ребенок не может начать работу, тогда разрешается его подбодрить следующим образом: "Видишь, как хорошо ты начал. Рисуй дальше". На вопрос, можно ли рисовать "тетю", необходимо объяснить, что все дети рисуют "дядю", поэтому и он должен рисовать "дядю". Если же ребенок начал рисовать женскую фигуру, можно разрешить ему ее дорисовать, а затем попросить, чтобы он нарисовал рядом мужскую фигуру. 

После того как ребенок закончит рисунок, рабочий лист переворачивается. Обратная сторона его делится горизонтальной линией примерно пополам (это можно сделать заранее). 

Для выполнения 2-го задания необходимо приготовить 5–10 карточек (размеры примерно 7–8 см на 13–14 см), на которых пишется рукописная фраза (вертикальный размер буквы – 1 см, заглавной – 1,5 см) "он ел суп" 

Карточка с фразой кладется перед ребенком чуть выше рабочего листа. Задание формулируется следующим образом: "Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, поэтому попробуй это перерисовать. Хорошенько посмотри, как это написано, и в верхней части листа (показать, где) напиши так же". Если кто-нибудь из детей не рассчитает длину строки и третье слово у него не будет помещаться на строке, нужно ребенку подсказать, что его можно написать ниже или выше. 

Карточки указанного выше размера следует приготовить и для выполнения 3-го задания. На карточке изображена группа точек в виде пятиугольника; расстояние между точками по вертикали и горизонтали – 1 см, диаметр точек – 2 мм. 

После выполнения ребенком 2-го задания первая карточка у него забирается и на ее место кладется вторая  таким образом, чтобы острый угол пятиугольника, образованного точками, был направлен вниз. К 3-му заданию дается следующая инструкция: “Здесь нарисованы точки. Попробуй сам (сама) нарисовать такие же в нижней части листа” (показать, где).

 Оценка результата теста Керна – Ирасека

Каждое задание оценивается баллами от 1 (наилучшая оценка) до 5 (наихудшая оценка).

 Примерные критерии оценки задания 1

 1 балл – у нарисованной фигуры должны быть голова, туловище, конечности. Голову с туловищем соединяет шея (она должна быть не больше, чем туловище). На голове должны быть волосы (возможна шапка или шляпа), уши; на лице – глаза, нос, рот. Верхние конечности заканчиваются рукой с пятью пальцами. Признаки мужской одежды. 

 2 балла – выполнение всех требований, как при оценке в 1 балл. Возможны три отсутствующие части: шея, волосы, один палец руки, но не должна отсутствовать какая-нибудь часть лица. 

 3 балла – у фигуры на рисунке должны быть голова, туловище, конечности. Руки, ноги должны быть нарисованы двумя линиями. Отсутствуют шея, уши, волосы, одежда, пальцы на руках. 

4 балла – примитивный рисунок головы с конечностями. Конечности (достаточно лишь одной пары) изображены лишь одной линией. 

5 баллов – отсутствует ясное изображение туловища и конечностей. Каракули. 

Примерные критерии оценки задания 2 

1 балл – срисованную ребенком фразу можно прочитать. Буквы не более чем в 2 раза больше образца. Буквы образуют три слова. Строка отклонена от прямой линии не более чем на 30 градусов.

 2 балла – предложение можно прочитать. Буквы по величине близки к образцу, их стройность – необязательна. 

 3 балла – буквы должны быть разделены не менее чем на 2 группы. Можно прочитать хотя бы 4 буквы. 

 4 балла – с образцом схожи хотя бы 2 буквы. Вся группа имеет еще видимость письма. 

 5 баллов – каракули. 

 

Примерные критерии оценки задания 3 (срисовывание группы точек)

1 балл – точное воспроизведение образца. Нарисованы точки, а не кружки. Соблюдена симметрия фигуры по горизонтали и вертикали. Может быть любое уменьшение фигуры, увеличение же возможно не больше чем вполовину. 

2 балла – возможно незначительное нарушение симметрии: одна точка может выходить за рамки столбца или строчки. Допустимо изображение кружков вместо точек.

 3 балла – группа точек грубо похожа на образец. Возможно нарушение симметрии всей фигуры. Сохраняется подобие пятиугольника, повернутого вверх или вниз вершиной. Возможно меньшее или большее количество точек (не менее 7, но не более 20).  

4 балла – точки расположены кучно, их группа может напоминать любую геометрическую фигуру. Величина и количество точек несущественны. Другие изображения, например линии, недопустимы.

 5 баллов – каракули.


Мероприятия Контактная информация Электронное обращение Карта сайта